ТВ программа


Вячеслав Моше Кантор об угрозе терроризма: от частного к глобальной картине

27 ноября 2019 г. 10:18

Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор в своей разносторонней и многогранной работе...

Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор в своей разносторонней и многогранной работе нередко делает акцент на вопросах безопасности. И в этом блоке вопросов угроза терроризма занимает одно из ключевых мест. Объяснение подобной значимости Вячеслав Кантор даёт такое: в современном мире, когда мировые войны остались в прошлом, именно терроризм представляет собой самую глобальную угрозу - а именно угрозу всему цивилизованному обществу как таковому, от каждого его гражданина до образа жизни в целом.
Борьба с этой угрозой ведётся далеко не первый год и даже не первое десятилетие, однако до сих пор не найдено стопроцентно верного рецепта победы над терроризмом. По мнению Вячеслава Кантора, это объясняется тем, насколько комплексной проблемой представляется террористическая угроза – и, соответственно, настолько же комплексным и эффективным должна быть стратегия противостояния этой угрозе. Моше Кантор также не раз подчёркивал взаимосвязь терроризма и наблюдающихся в обществе социальных и экономических проблем, так что решение проблемы лежит далеко не только в плоскости непосредственной физической безопасности.

Предотвращать, а не воевать

В последние годы антитеррористическая борьба во всех странах мира занимает всё более значимое место в общей стратегии обеспечения безопасности. Повышение мер безопасности, усиление защиты, предотвращение терактов и так далее – всё это имеет огромное значение. Однако Вячеслав Моше Кантор убеждён: силовые методы в деле борьбы с терроризмом имеют лишь краткосрочный эффект и позволяют защититься от единичных терактов, но не способны в корне переломить ситуацию и полностью устранить угрозу. Более того, отмечает Моше кантор, в постоянном усилении охраны правопорядка есть и побочные стороны: а именно постоянное чувство тревоги и ощущений у граждан, что они живут в осуждённой крепости. О подобных вещах Вячеслав Кантор как президент ЕЕК знает не понаслышке: с подобной проблемой нередко сталкиваются представители еврейских общин, нередко подвергающиеся атакам антисемитски и экстремистски настроенных преступников.
Политика сдерживания в отношении терроризма должна перейти в политику наступления, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Об этом, в частности, Кантор заявил после терактов 2015 года, прокатившихся по Европе. Как подчеркнул Кантор, сам факт того, что теракты продолжают происходить, уже говорят о том, что антитеррористическая политика, предпринимаемая большинством государств, не так эффективна, как хотелось бы. По сути она сводится к разрешению и предотвращению последствий, но не к устранению угрозы как таковой, говорит Вячеслав Кантор.
Что же является настоящей угрозой и с чем необходимо бороться? Прежде всего, отмечает Вячеслав Кантор, речь идёт о международных глобальных террористических организациях, ведущих свою деятельность в мире. Они структурированы, организованы, имеют широкие ветвистые сети вербовки и исполнения терактов, а также мощные источники финансирования. Именно с ними необходимо бороться, говорит Кантор. Чтобы пресечь деятельность таких организаций, необходимо плотное сотрудничество на международном уровне, с постоянным обменом информацией между спецслужбами и спецведомствами, созданием полноценной антитеррористической коалиции, где участие должны принять все ведущие страны, располагающие достаточными технологиями и опытом в борьбе с террором.
Другое важное направление, о котором говорит Вячеслав Кантор, связано с идеологической борьбой с терроризмом. Насаждение и пропаганда человеконенавистнических взглядов, а также вовлечение самих граждан, особенно молодёжи, в террористическую активность, представляет собой едва ли не главную угрозу терроризма – и точно сводит на нет раскрытие и арест отдельных террористов, поскольку им на смену тут же придут новые. Официальным властям всех стран необходимо работать на то, чтобы в обществе прививались правильные нравственные ориентиры, чтобы поддерживалась атмосфера, где распространение ненависти попросту невозможно, уверен Моше Кантор. К сожалению, как показывают последние исследования об уровне нетерпимости в мире и о постоянном росте уровня агрессии в обществе в целом, до подобного пока ещё очень далеко.

Искоренение ненависти

Терроризм самых разных направлений объединяет именно это – наполненная ненавистью идеология, направленная против цивилизованного общества как такового и на всех его граждан, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Идеологи терроризма могут сколько угодно заявлять о том, что преследуют какие-то иные цели, что за их действиями стоят национальные или религиозные причины, однако на деле жертвами терактов становятся просто рядовые граждане, люди, оказавшиеся поблизости, вне зависимости от того, к какой нации или конфессии они принадлежат.
Парадокс в том, что именно терроризм нередко вызывает в обществе рост нетерпимости и подозрительности к представителям тех или иных меньшинств, и в свою очередь этот раскол на почве нетерпимости является идеальной средой для дальнейшего распространения ненависти и экстремистских идеологий. Как поясняет Вячеслав Моше Кантор, любое распространение нетерпимости, будь то антисемитизм, ксенофобия, исламофобия или иные формы притеснений, сами по себе нормализуют в обществе ненависть и недоверие. Особенно тревожащим Вячеслав Кантор считает тенденцию официальных политических партий и сил прибегать к подобной же риторике, исполненной нетерпимости – ведь это лидеры общественного мнения, и их слова влияют на настроения людей. Единственным ответом на ненависть может и должно стать продвижение идей толерантности, считает Вячеслав Кантор, создание атмосферы, где ненависти попросту не будет места, и позиция официальных властей занимает одно из ключевых мест в подобной политике и в формировании общественных настроений и взглядов как таковых.
Другое немаловажное направление идеологической и информационной борьбы с терроризмом, которое отмечает Вячеслав Моше Кантор как необходимое – это публичное и постоянное осуждение терроризма, его идеологии, методов и, разумеется, преступлений. В частности, отмечает Кантор, широкой огласке должны придаваться судебные разбирательства и наказание террористов, а также назначение максимально строгих приговоров виновным в терроризме. С этой позиции Вячеслав Моше Кантор в 2019 году приветствовал вынесение жёсткого приговора – а именно, пожизненного заключения – террористу Неммушу, который устроил стрельбу в Еврейском музее в столице Бельгии, Брюсселе. Кантор также отдельно отметил как важное то, что вместе с самим террористом перед судом предстал его пособник, который не принимал непосредственного участия в теракте, однако помог террористу раздобыть оружие для его совершения. Его приговор также был суровым – 15-летнее заключение.
Подобные приговоры и их освещение, особенно с учётом беспрецедентного давления на суд, Вячеслав Моше Кантор считает правильной публичной демонстрацией того, что никакого снисхождения к терроризму и террористам быть не может, и что судебная система не будет сломлена угрозами и страхом от пособников и единомышленников террористов. Что касается приговора подельнику, что Кантор называет это важным сигналом для всех «сочувствующих» о том, что в случае совершения теракта и гибели людей они понесут ответственность наравне с непосредственным преступником, нажавшим на курок или взорвавшим бомбу.

Реален ли ядерный терроризм?

Ядерный теракт – это, пожалуй, один из самых пугающих вариантов развития террористической активности, о котором говорят эксперты по вопросам безопасности, в том числе и Вячеслав Моше Кантор. Угроза возрастает по мере того, как в мире в целом всё больше назревает политическая нестабильность и ставятся под вопросы главные и ключевые договорённости в ядерной сфере. Как отмечают многие специалисты, а также сам Кантор, террористам сегодня вполне возможно не только разжиться собственным ядерным оружием посредством чёрных рынков сбыта или воспользовавшись недостаточной архитектурой безопасности новых и нестабильных ядерных стран или стран, приближающихся к этому статусу, но и раздобыть достаточно ядерных материалов для изготовления бомбы самим, пусть даже это будет «грязная бомба» с куда меньшим радиусом и силой поражения. Ядерный теракт возможен и посредством нападения на соответствующие исследовательские или мирные атомные институты, электростанции и другие объекты.
На руку терроризму и возможности ядерного теракта играет и то, говорит Кантор, что усиление разногласий между ядерными державами, наблюдающиеся в современно мире, ведут к ослаблению контроля за этой сферой. Беспокойство вызывает и разрыв совместной работы соответствующих ведомств разных стран, а также в целом снижение уровня координации и взаимодействия в международных отношениях в сфере безопасности. 
В 2019 году, в ходе конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, которая прошла в Риме, Вячеслав Кантор вынес на обсуждение экспертов данные о том, что, несмотря на усилия всех вовлечённых сторон, в мире пока не удаётся снизить чёрный трафик ядерных материалов. По мнению Кантора, эту ситуацию может разрешить лишь введение тотального и глобального контроля за передвижениями ядерных материалов, поскольку ни одна страна в мире, даже самая продвинутая, не обладает достаточными ресурсами и возможностями для этого сама по себе. Существующие коалиции на международном уровне уже предпринимают серьёзные усилия для обеспечения безопасности и ликвидации «чёрного рынка» ядерных материалов, однако, как показывают данные независимого экспертного мониторинга, этих усилий по-прежнему недостаточно для того, чтобы полностью устранить эту угрозу.
Таким образом, уверен Моше Кантор, необходимость глобального объединения усилий в борьбе с не менее глобальной угрозой терроризма становится всё более очевидной. Необходимо не просто взаимодействие, подчёркивает Кантор, но полноценная глобальная сеть мониторинга и контроля, с постоянно действующим координационным штабом, где работали бы представители всех вовлечённых стран и откуда могла бы поступить мгновенная реакция как на возможный теракт, так и на предпосылки к его подготовке.
Что же касается угрозы ядерного террора, то она не только страшна сама по себе и своими последствиями непосредственно от ядерной атаки, но и тем, что взрыв ядерной бомбы или ядерного объекта усилиями террористов может спровоцировать полномасштабный конфликт с вовлечением ядерных держав. А ядерный конфликт, как известно, не выявит победителей, поскольку победителей в такой войне не может быть, считает Кантор.

Безопасность своими силами

Эксперты в вопросах безопасности далеко не первый год изучают уже произошедшие теракты и на базе полученной информации строят стратегии безопасности как для отдельных учреждений, так и для целых государств. Один из интересных выводов, сделанных при подобных исследованиях, касается поведения обычных граждан: чем более осведомлены люди об угрозе, чем компетентнее и слаженнее они действуют, тем больше вероятность того, что теракт унесёт меньше человеческих жизней.
Вячеслав Кантор также считает, что осведомлённость граждан об угрозах, а также о том, какие действия необходимо предпринять в случае этих угроз, напрямую влияет не только на безопасность самих людей, но и на общую картину безопасности. Чтобы этого добиться, говорит кантор, необходимо открыто и честно просвещать людей в вопросах безопасности, а также тех угроз, что могут перед ними возникнуть. Это особенно актуально в современном мире, чьё бурное развитие нередко приносит не только новые возможности для людей, но и новые угрозы, о которых они могут даже не догадываться.
В Европейском еврейского конгрессе, который возглавляет Вячеслав Кантор уже более десяти лет, этому вопросу также уделяют самое пристальное внимание. В частности, специалисты Центра безопасности ЕЕК даже взяли на себя обязанность по информированию граждан: в 2018 году ими был выпущен целый ряд коротких и информативных видеороликов, где в самой доступной форме были изложены основные угрозы человеку в современном обществе, информационном пространстве и так далее, а также даны базовые принципы поведения при столкновении с такими угрозами.
В целом у ЕЕК и особенно у входящих в его состав еврейских общин есть собственный, увы, обширный печальный опыт обеспечения собственной безопасности, связанный, в том числе, с наблюдаемым сегодня ростом нетерпимости и особенно антисемитизма. Периодически происходящие нападения на еврейские объекты и синагоги заставили еврейские общины в Европе разработать собственную стратегию безопасности, которая в случае катастрофы показывает себя более чем эффективной и позволяет спасти немало жизней.
Как поясняет Вячеслав Кантор, этим опытом европейские евреи готовы делиться как с общинами по всему миру, так и с государственными и частными структурами, заинтересованными в защите от возможных чрезвычайных ситуаций.
После трагедии в Питтсбурге Вячеслав Кантор и специалисты Центра безопасности ЕЕК выступили с инициативой обучения представителей еврейских общин США именно в вопросах безопасности. Причём обучение и консультирование по замыслу специалистов должны были коснуться не только самих общин, но и правоохранительных органов и служб быстрого реагирования в тех городах, где они находятся. Как объяснил Моше Кантор, в случае наступления ЧС ключевую роль играет умение всех вовлечённых сторон действовать скоординированно, и именно это плотное взаимодействие эксперты Центра готовы были наладить.
В целом же вопрос взаимодействия рядовых граждан и органов правопорядка и обеспечения безопасности заслуживает самого широкого обсуждения, уверен Кантор. Этому, в частности, была посвящена специальная международная конференция, организованная в 2019 году в Бельгии при поддержке правительства страны. Представители сразу нескольких стран, организаций и спецслужб обменялись своим реальным опытом в вопросах обеспечения безопасности, а также изучили опыт предотвращения и реагирования на уже произошедшие в Бельгии теракты – на базе печально известных терактов 2016 года.

просмотров 1410   комментарии 0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий нужно быть пользователем одной из соц. сетей